Блоги
Лента записей Все блоги
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Устный экзамен по русскому языку
ТЕКСТ  для   задания 1 и 2  


Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
   Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно  и с удовольствием.
   12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое "Поехали!".
   Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(176 слов)
задание1   Прочитайте выразительно текст.
Задание2.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине:"Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…"
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
ЗАДАНИЕ   3 (Монологическое  высказывание)
Темы для монолога
Тема 1
Праздник.
Описание фотографии (Опишите место и время проведения праздника
Событие, которому посвящён праздник
Присутствующих на празднике
Общую атмосферу праздника
и настроение участников)


Тема 2
Поход (экскурсия), который запомнился  больше всего.
Повествование на основе жизненного опыта.Расскажите о том, как Вы ходили
в поход (на экскурсию)Не забудьте рассказать: Куда и когда Вы ходили в поход или на экскурсию
С кем ходили в поход или на экскурсию
Как готовились к походу или экскурсии
Почему Вам запомнился этот поход или экскурсия


Тема 3
Всегда ли нужно следовать моде? Рассуждение по вопросу.
Не забудьте ответить на вопросы:  Что значит следовать моде?
Для Вас важно следовать моде и почему?
Следовать моде можно только в одежде?
Как Вы понимаете выражение "хороший вкус"? 



Задание 4 (Диалог)
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы: – праздник (Какие праздники Вам нравятся больше и почему: домашние, школьные, в кругу друзей? Когда можно сказать, что праздник удался?
Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему?)


– поход  (Чем полезны походы и экскурсии?
Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход или на экскурсию
Что самое важное в походе или экскурсии?)

– мода (Что означает, по Вашему мнению, слово "модный"? 
Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
Приведите пример отрицательного влияния моды)


Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором
Афанасьева Елена НиколаевнаГотовимся к ЕГЭ Образцы сочинений
1.ОБРАЗЕЦ  СОЧИНЕНИЯ
Может ли литература изменить что-либо в человеке? Над такой проблемой размышляет известный советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.
    В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, как важно правильно читать нужные книги и как чтение влияет на человека. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, в которых рассказывается о значении литературы. Автор отмечает, что литература развивает в человеке не только чувство красоты, но и понимание всех сложностей жизни.  Автор также обращает внимание и на то, что при неоднократном чтении любимого произведения, зная все детали , человек может напомнить о них в любой подходящей обстановке и поднять этим настроение окружающим или просто разрядить обстановку. Только интересное чтение заставляет любить литературу и расширяет кругозор человека.
   Автор считает, что литература даёт человеку обширный опыт в жизни, служит проводником в другие эпохи. Одним словом, делает людей мудрее.
    Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что именно книги являются источником знаний . Читая произведения литературы, мы получаем колоссальный опыт , учимся на ошибках героев.
   В рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа» главный герой Джон Ив был, умирающим на лондонских улицах, бродягой, пока однажды случай его не свёл с богачом Стильтоном. Богатый человек решил помочь Джону Иву и предложил деньги за то, что тот будет каждый вечер зажигать лампу и пока она будет гореть, Ив не должен выходить из дому и ни с кем говорить. Ожидалось, что он сопьётся от скуки или сойдёт с ума, но Джон Ив стал занимать свободное время книгами, и, однажды, раскрыв анатомию, был поражен тайнами человеческого организма. Герой решил стать доктором. «У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что,»- говорил Ив. Книги помогли герою кардинально изменить свою жизнь.
   Много строк в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  посвящено роли книг в жизни героев. Для главной героини произведения Татьяны Лариной книги были особым миром. Татьяна много мечтает и воображает себя героиней прочитанных книг, смотрит на жизнь, как на роман, думает, что в жизни её ожидают такие же повороты судьбы. Влюбившись в Онегина, Татьяна начинает искать его черты в героях любимых романов.
   Таким образом, роль книг в жизни человека велика. Книги дают людям опыт, делают мудрее.

  2.ОБРАЗЕЦ  СОЧИНЕНИЯ
  Язык человека и язык народа играют важную роль в жизни. Ведь на языке мы мыслим, следовательно, в нем проявляется наш менталитет. Именно проблеме значимости языка в жизни любого человека и нации в целом посвятил великий русский ученый Д. С. Лихачев свои рассуждения.
       В качестве примеров, иллюстрирующих мысль о важности языка для народа, автор приводит высказывание И. С. Тургенева. Он рассуждает также об исторических факторах, повлиявших на богатство и лексическое многообразие нашего языка.  Рассуждая о языке конкретного человека, автор расценивает его как особенность, которая больше всего может нам рассказать о личности.
       Автор считает, что богатство и красота русского языка и были главными факторами, которые привели к созданию величайшей русской литературы девятнадцатого века. Именно богатство и точность языка дают образованному человеку способность ясно и логично мыслить и воспринимать мир в его многообразии.
       С автором невозможно не согласиться. Действительно, скудость словаря не дает человеку понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства – ведь у него нет для них названия.
       В романе Дж. Оруэлла «1984» тоже поднимается проблема языка нации. В обезличенном обществе существует некий «новояз», который подменяет собой нормальный язык, красивый и способный выразить мысли и чувства, которые кажутся излишними правителю государства. Так называемые книги в прямом смысле слова штампуют на производстве; добрые слова выживаются, заменяются предельно расплывчатыми и многозначными, которые скорее помогают не выражать, а запутывать мысль.
       Противоположную ситуацию мы встречаем в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын главной героини Иван чувствует, что главное, что он может противопоставить оболваниванию нации, - это язык, его историю и историю своей Родины. Это те самые корни, которые не дадут народу вовсе сгинуть под наплывом товарного оборота и нашествием «иноплеменных» торгашей.
      В заключение хочу сказать, что  язык народа – это его главное достояние, то, что дает ему возможность самоопределения и выживания в мире.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Вводные слова и обращения
Что такое "вводные слова"?
Вводные слова  - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
Функции вводных слов в речи
Функция №1.
Вводные слова могут выражать  уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.: конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно, надеюсь, не правда ли, в сущности  и др.
Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены.
- Содержат оценку сообщаемых фактов: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.
Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.

  Функция №2.
Вводные слова могут выражать чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде,к ужасу, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно, удивительное дело и др.
Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.

Функция №3.
  Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д.,
с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом, словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами,впрочем и др.  
Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была службой.
Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.

Функция №5.
Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, правда, смешно сказать, сказать по совести и др.
Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

Функция №6.
Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно, как говорят и др.
Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

Функция №7.
Вводные слова и словосочетания используются также  для  привлечения внимания собеседника к сообщаемому: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, знаете, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, представьте себе, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.

   Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому  обращена речь.
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.
Например:
Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета.
Опять я ваш, о юные друзья! (название элегии А. С. Пушкина).
    Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
    Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.

  Друзья, прекрасен  наш союз!
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Обособленные члены предложения
Обособленные – выделенные   запятыми  или  тире.
Обособленные   обстоятельства    (деепричастные обороты и деепричастия) отвечают    на  вопросы: Что  делая? (отвечая)  Что  сделав? (прочитав) ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, я понял, что придется возвращаться за зонтиком. Пошумев, река успокоилась.
  
Обособленные   определения    отвечают    на  вопросы: Какой?  Что делающий?  исправленный ) Что делавший?  Что сделавший?  Что сделанный?  (читающий, решавший, собравшийся)  Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.  Вся деревушка, тихая и задумчивая, выглядела приятно.

   Обособленное   приложение – существительное, которое  поясняет  другое существительное или  местоимение, отвечает на вопросы:кто  именно? Что именно? Кто такой?    А. С. Попов, изобретатель радио, родился в 1859 году.    Со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Обособленные дополнения — это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п. Подобные сочетания имеют значение включения, исключения.  (На урок пришли все, кроме Сидорова.)
Уточняющие обособленные обстоятельства  отвечают на вопросы: Где именно? Куда именно? Когда именно? Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.

Помните также о том, что ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ бывают:
1. распространённые (из нескольких слов) и нераспространённые (из одного слова)

2. однородные (это минимум 2 обособленных члена, которые относятся к одному и тому же определяемому слову и отвечают на один и тот же вопрос). Тишина, тягучая и властная, овладела лесом.

Тренировочные  задания
  1.Среди предложений 20–23 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
  
  2.Среди предложений 6–11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела. (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

  3.Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.  (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

  4.Среди предложений 33–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка
и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.(36) «Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.»

  5.Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

  6.Среди предложений 8–14 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Части речи
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ  отвечают на вопрос  какой?  Обозначают признак предмета.
Отымённые прилагательные образованы  от существительных: станция- станционный, лебедь – лебединый, сон-сонный
Отглагольные прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида, они отвечают  на вопрос:  что  делать?    вязать- вязаный, варить- варёный , жарить- жареный, красить – крашеный.
Некоторые прилагательные имеют краткую форму: безветренная- безветренна; традиционные –традиционны; длинная – длинна; легкомысленный -  легкомыслен.
  В  кратких  прилагательных  пишется  столько  Н, сколько  в  полных !
                                                             ПРИЧАСТИЯ
   ПРИЧАСТИЯ  отвечают на вопрос  какой?  Обозначают признак предмета  по действию.   Причастия образованы  от глаголов. В предложении  являются определением.
   СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЧАСТИЯ  прошедшего времени  отвечают на вопрос :
                       что сделанный?
   СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЧАСТИЯ  имеют  краткую форму и отвечают на вопрос что сделан?: прочитан,
исправлен, отмечены, отправлена.
                       В  кратких  причастиях  всегда пишется  Н!
                                                          НАРЕЧИЯ
НАРЕЧИЯ   отвечают на  вопрос  как?   Обозначают  признак действия.
Наречия  образуются  от прилагательных и причастий.  В  наречиях  пишется  столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано:
медленный – медленно; торжественный – торжественно; ветреный – ветрено; обоснованный – обоснованно; рассеянный – рассеянно.
                                                                        
ГЛАГОЛЫ
ГЛАГОЛЫ отвечают на вопросы : Что делать? Что сделать?
Обозначают  действие предмета (быть, был, учиться, учусь, буду учиться)
                                          
                                               ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Деепричастия отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав? Как?
Деепричастия  обозначают добавочное действие.
Деепричастия   образуются  от глаголов:  выучить – выучив; сдать – сдав;
читать – читая; остановиться – остановившись; входить – входя.
В предложении деепричастия являются  обстоятельствами.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Приставки
Приставка ПРИ- имеет значения:
приближение, присоединение -
Прибежать, пристегнуть, приклеить, пришкольный.
      неполнота  действия    -присесть, приоткрыть
    вблизи  чего-то -   приморский, пришкольный
Приставка   ПРЕ-  близка к  значению  очень -прекрасный
Приставки, написание  которых  зависит от последующей  согласной:  раз/рас,   без/бес,  воз/вос,   вз/вс,   из/ис
Приставки, которые  пишутся  всегда  одинаково, не  зависят  
от   произношения:  сдать,  побежал, собрать ,  обрыв  и т.д.

  Тренировочные задания

Из предложений 11–14 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить.

Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:   « (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.»

Из предложений 45–51 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
  
Из предложений 23–26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.  (25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему –нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. (26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Выразительные средства языка
СРЕДСТВА   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
МЕТАФОРА –СКРЫТОЕ  СРАВНЕНИЕ; употребление слов в переносном значении
Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.
зеркало озера;
Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты человека.( Луна подмигнула сквозь высь облаков. Океан танцевал в лунном свете.)

Эпитет -  выразительное, образное определение(КАКОЙ?) Отговорила роща золотая  берёзовым весёлым языком.)

СРАВНЕНИЕ - приём, основанный на сопоставлении явлений. (Передо мной морем (сущ. В творит.падеже чем?)раскинулась и пестрела спелая рожь.
Сравнительные союзы: как, будто, словно, точно, чем
(Всякий вид работы приятнее, чем покой.)
ФРАЗЕОЛОГИЗМ  - устойчивое МЕТКОЕ  словосочетание, УПОТРЕБЛЁННОЕ  В  ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ, например: "собаку съесть"  - быть знатоком в каком-либо деле.
Делать из мухи слона
Держать ухо востро
Звездный час
Из-под палки
Как крысы с корабля
Клевать носом
Ломать голову
Не ударить в грязь лицом
явился — не запылился
Не от хорошей жизни


Антитеза - приём противопоставления явлений и понятий. Часто основан на употреблении антонимов. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.)

Гипербола – преувеличение Шаровары   шириною с Чёрное море.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотвимся к ОГЭ Союзы
Сочинительные союзы
И      А     НО     ИЛИ     ТО --ТО    ЗАТО    ТОЖЕ

Подчинительные   союзы
Кто          что            пока     едва        когда      как только       так  как        так  что
Который       какой       чтобы          потому что        хотя            если
Как      будто      словно         точно      куда        откуда     где      когда
Зачем    почему    чем
Афанасьева Елена НиколаевнаГотовимся к ЕГЭ Задание №20(новое)
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
1.(Исключение слова)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.   Ответ:необычный
2.(Замена слова)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.    Ответ:(потерпели)
Краткий словарик плеоназмов (лишних слов)
• молодая девушка (все девушки молодые, старых не бывает)
• пожилой старик (все старики пожилые)
• спускаться  (спускаться можно только вниз)
• подниматься вверх (аналогично)
• развитие  (прогресс и есть развитие)
• моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)
• утренний завтрак (завтрак всегда утром)
• впервые дебютировать (дебют - первое выступление)
• скриншот   (скрин - снимок экрана)
• прейскурант  (прейскурант и есть цены)
• выставочный экспонат (экспонат - выставляемый предмет)
• антагонистическая борьба (в значении слова "борьба" уже есть значение "антагонизм")
• постоянная константа (константа - постоянная)
• транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега - транспорт)
• свободная вакансия (вакансия - свободное место)
• в течение марта  (март - это месяц)
• возобновиться  (это понятно)
• самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)
• самая максимальная скидка (скидка максимальна - дальше некуда)
• он  встречался к ним (если встречался, мог сделать это только лично)

Примеры нарушения лексической сочетаемости
• это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
• это несёт (играет) определённую функцию
• благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
• скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
• одержать поражение
• увеличить (уменьшить) уровень

Тренировочные упражнения.

Укажите, какое слово — лишнее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между супругами улучшились.

Ошибки чтеца неприятно резали слух.

В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.

Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу
Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

Найдите случаи тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения.
1) У Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.
2) Это монументальный памятник.

3) Есть ли у вас свободные вакансии?

4) Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к своей цели.

5) Это был его первый дебют.
Афанасьева Елена НиколаевнаГотовимся к ЕГЭ Задание №24
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
            1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова
            Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
           2) однокоренные слова
Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)
3) Синонимы, антонимы
4) Описательные обороты
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов
     Грамматические средства связи:
1) личные местоимения ( я, он, тебя, ей, мы, вас, их)
2) указательные местоимения (такой, тот, этот, те, то, таков, столько)
       3)определительные   ( ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ)
4) ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ   (ЧЕЙ?)    МОЙ,  НАШ,   ЕГО СЕМЬЯ,  ИХ  ДОМ
       5) наречия (там, так,  тогда и  др.)

6)союзы (преимущественно сочинительные)   и, а, но, зато , тоже
  Подчинительные  ( так  как,  для того чтобы)
7)  частицы  (только, лишь, вон, вот, именно, всё-таки, даже, разве, неужели)
8)  неполные предложения    Знаете, о чём мы спорили?  О  литературе, музыке, живописи.
9) ) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

← Назад