Люшнев Леонид Васильевич

Автор блога: Люшнев Леонид Васильевич
Записей в блоге: 9
Рейтинг: . Голосов:
Подготовка к урокам
0
https://interneturok.ru/
Подготовка рефератов (в течение учебного года).
0
Подготовка рефератов (в течение учебного года).
Примерная тематика рефератов.
1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
9. География внешних миграций мира в XX веке.
10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
12. География крупных мегаполисов мира.
13. Экономическая интеграция в Европе.
14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
18. Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
19. Международные программы по охране природных ресурсов.
20. Особенности урбанизации в различных странах мира.
21. География христианства в современном мире.
22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
23. Микрогосударства Европы.
24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
26. Особенности современного международного разделения труда.
27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
31. Страноведение
32. География как наука".
33. Связь географии с другими науками".
34. Виды ландшафтов".
35. "Почва: виды и структура".
36. "Жизнь на Арктике".
37. "Антарктида".
38. "Мировые океаны и экологические проблемы".
39. "Загадка Бермудских островов".
40. "Великие озера мира".
41. "Водные ресурсы планеты".
42. "Сущность гидрологических исследований".
43. Полезные ископаемые Азии.
44. Специфика тектонического движения земной коры.
45. Гидроакустический метод изучения Мирового океана.
46. Происхождение глобальных изменений на планете с точки зрения географии.
47. История открытия Америки.
48. Современная демографическая ситуация в мире.
49. Драгоценные камни: месторождения и свойства.
50. Египет – царство пирамид.
51. Специфика естественного движения населения.
52. Сущность процессов урбанизации.
53. История создания политической карты мира.
54. Космос как отдельное географическое пространство.
55. Горные ландшафты.
56. Мировые морские каналы и проливы.
57. Крайний север: уклад жизни, особенности географического месторасположения.
58. Национальные парки мира.
59. Мировые нации и расы.
60. Общие сведения об европейских странах.
61. Общие сведения о Японии.
62. История открытия Индии.
63. Африка: история происхождения, уклад жизни, особенности территориального местонахождения.
64. Россия – великая мировая держава.
65. Проблема ресурсосбережения на планете Земля.
66. Освоение ресурсов тайги.
67. Мировые пустыни и жизнь в них.
68. Общие сведения о развивающихся странах мира.
69. Проблема спорных территорий мира.
70. США: общие сведения.
71. Современные экологические проблемы.
Перечень  географической номенклатуры
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР,  США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи,  Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия,  Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
Что вам следует знать прежде чем вы сядете писать реферат
0
Что вам следует знать прежде чем вы сядете писать реферат

Реферат – это письменная самостоятельная работа. Для того, чтобы написать работу наиболее полно соответствующую методологическим и исследовательским целям, необходимо выбрать подходящий вид работы.
В ходе учебной деятельности учащиеся   пишут собственно рефераты, доклады и конспекты.
Реферат
В узком смысле составление реферата – это творческое реферирование. В широком, реферат – это учебная работа по той или иной дисциплине. В отличие от аннотации собственно реферат не является пересказом текста и выделением основных его моментов. Так, рефератом является не только изложение содержание одного источника, но и сопоставление содержания нескольких книг по одному и тому же вопросу (проблеме) с итоговым выводом в виде собственного мнения. Реферат составляют как для устных докладов, так и в качестве письменной проверочной работы.
Реферирование – это сжатие текста источника(ов) до требуемого размера. В среднем учебный реферат содержит от 15 до 25 страниц текста, куда необходимо уместить содержание 5-10 источников по теме. Материал в реферате излагается в безличной форме с точки зрения автора самого реферата, т.е. пишущий излагает содержание источников так, как он его сам понимает. В обязательном порядке в реферате должны наличествовать цитаты из реферируемых текстов, подтверждающих или опровергающих то или иное положение.
Семантическая компрессия – основной метод реферирования. Предполагается, что автор реферата выделит в исходных текстах все смысловые опорные пункты и сжато изложит их в работе.
При написании реферата следует придерживаться следующих правил:
1) Быть объективным. Это значит, что отбирать источники для реферирования и излагать материал необходимо сообразуясь с теоретической и практической значимостью источника, а не с собственными взглядами и познаниями в данной области. Личное мнение можно высказать в заключении работы.
2) Полностью раскрывать реферируемый источник. То есть отражать сущность и ключевые положения текста и точно передавать его содержание.
3) Соблюдать единство формы. Реферат должен быть написан научным стилем и сохранять единый порядок терминов и сокращений.

Реферирование применяется не только к теоретическим источникам. Реферат в школе может быть задан, чтобы описать практическую работу учащегося. К практическому реферату подходят те же самые требования, что и к теоретическому.



Доклад
Доклад – это реферат на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников. Несмотря на то, что доклад произносится устно, он должен быть составлен и в письменном виде, неважно будет ли выступающий заучивать его наизусть или использовать в качестве раздаточного материала.
При составлении доклада необходимо помнить о правилах академического этикета, который заключается в необходимости привлечения различных точек зрения на рассматриваемую проблему и сообщения собственного мнения. С особой тщательностью стоит выбирать источники для освещения в докладе, поскольку устная речь более выразительна чем письменная, и, выбирая радикальные источники, докладчик может произвести неблагоприятное впечатление на аудиторию.
Текст доклада должен быть стилистически выверен, являться законченным по смыслу, но вместе с тем простым в изложении. Специфика данного вида реферата в том, что в доклад включаются только точные, полученные в ходе теоретических, методологических и практических изысканий сведения, что предполагает использование унифицированной терминологии. Эмоциональная окраска текста доклада совершенно неважна, более того, ее следует избегать, как и употребления слов в превосходной степени.
Как и в любом другом виде реферата, в докладе должны присутствовать ссылки на цитируемые источники. В письменном изложении данная составляющая реализуется в использовании сносок, при устном же выступлении необходимо всякий раз упоминать фамилии авторов при обращении к их трудам.
Графический материал в презентации может быть представлен в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые будут наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте доклада материал. Рекомендуется делать не более 10-12 иллюстраций на учебный доклад. Один из слайдов необходимо посвятить методологии проведенного исследования и дать список реферируемых источников.
При чтении доклада необходимо особое внимание уделить фонетике и произношению. Лучше всего предварительно отрепетировать сам доклад, четко произнося все слова, обращая внимание на нормы литературного произношения. Плохое впечатление производит докладчик, который неверно расставляет ударения в словах, речь которого изобилует повторениями и тавтологией (примеры избыточности: «в мае месяце», «новые инновационные технологии» и т.п.). Не стоит злоупотреблять и иноязычной лексикой, что, однако, не касается терминологического аппарата дисциплины, по которой делается доклад. Вместо иностранных слов всегда лучше использовать их русский эквивалент.
Конспект

Конспект или опорный конспект – вид реферата, который очень похож на шпаргалку, однако используется в благих целях. Конспектирование большого объема текста (книги, монографии, научной статьи) служит целям понимания материала и позволяет выделить основные моменты (тезисы) в изучаемом источнике.
Если доклад - это перевод письменной речи в устную, то конспект - устной в письменную. Процесс конспектирования можно назвать аудированием материала, а из школьной практики - изложением.
Реферат-конспект – это модель источника, но не изложение его содержания, пусть и в кратком виде. Исходя из этого определения, к конспекту предъявляются требования воспроизведения образца (источника) в сокращенном виде, адекватность источнику, простота. При написании данного вида реферата совершенно не обязательно следовать научному стилю изложения. При рациональном конспектировании важно отразить смысл источника, а не сам текст.

Конспектирование представляет собой создание вторичного текста (источник - это первичный текст), основой которого будет аналитико-синтетическая переработка материала источника. Реферат-конспект находит, систематизирует и резюмируют наиболее ценную информацию. По конспекту можно затем развернуть (восстановить) исходный материал. С точки зрения степени сжатия конспект бывает кратким, подробным и смешанным; с точки зрения адекватности источнику - интегральным или выборочным; с точки зрения количества источников - монографическим или обзорным (сводным); с точки зрения получения информации - на основе чтения или слушания (аудирование).
Конспект включает в себя следующие этапы:
1) Выделить смысловые части источника, сгруппировать информацию по блокам. Каждая тема (проблема) - один блок конспекта.
2) В каждом блоке выделить тему, опираясь на ключевые слова и фразы.
3) В каждом блоке выделить главную и дополнительную информацию по теме.
4) Зафиксировать письменно главную информацию либо в виде тезисов, либо в виде вопросов (конспект-план), либо в виде конспекта-схемы
5) При необходимости привести дополнительную информацию.
Существуют правила, которые стоит учитывать при работе над конспектом. Они включают:
1) Запись названия конспектируемого источника, его библиографическое описание.
2) Предварительное осмысление конспектируемого текста (лучше всего прочитать/прослушать источник дважды)
3) Составление плана конспекта
4) Оставление широких полей в тетради для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений
5) Ведение конспектирования своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
6) Применение унифицированной системы выделения текста (подчеркивание, другой шрифт, размер текста), сокращений и условных обозначений.
7) Соблюдение правил цитирования: цитаты заключать в кавычки, давать ссылку на источник.
Необходимо помнить, что реферат-конспект – это работа проводимая для себя, а не для оценки в аудитории. Важно, чтобы конспектом было удобно пользоваться самому пишущему. Редко когда преподаватели требуют на проверку конспекты, но даже и в этом случае они не обращают внимание ни на стиль, ни на форму изложения, а проверяют только наличие самого конспекта.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
0
Использование информационных технологий в образовании

Моя  профессия-учитель географии и биологии. Современному учителю нелегко сохранять свой высокий профессиональный уровень без овладения современными информационными технологиями, так как сейчас  идет становление новой системы образования, ориентированной  на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Информационные технологии, используемые учителем, должны быть адекватны современным техническим возможностям  и должны способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Целью использования этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.  
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Учитель географии и биологии  в работе использует электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. Также в образовательных целях используется сеть Интернет.
Востребовано дистанционное образование ,гибкая адаптивная модульная технология обучения, которая ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

Информационные технологии, используемые на уроках географии и биологии,  можно классифицировать по области их методического назначения:
-обучающие(сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
-тренажеры(предназначены для отработки разного рода умений и навыков,повторения и закрепления пройденного материала);
-информационно-поисковые и справочные(сообщают сведения,формируют умения и навыки по систематизации информации);
-демонстрационные(визуализируют изучаемые объекты,явления,процессы с целью их исследования и изучения);
-имитационные(представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик);
-лабораторные(позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании)
-моделирующие( позволяют моделировать объекты,явления.процессы);
-расчетные(автоматизируют различные расчеты);
-учебно-игровые(предназначены для создания учебных ситуаций,в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).
Использование информационных технологий  может привести и к ряду негативных последствий, влияющих на физиологическое состояние и здоровье учащихся.
Так индивидуализация обучения свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса  и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.Учащийся молча потребляет информацию. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным, ребенок  не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств информационных технологий  срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Таким образом, процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий . Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя  и учащегося в системе образования. Что способствует   обеспечению   первоначального становления личности ребенка,  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. Дифференцированное их использование  поможет избежать негативных последствий.
Темы рефератов по биологии
0
1. Тема реферата по биологии: "Происхождение жизни на земле".
2. Тема реферата по биологии: "Взаимодействие природы и общества".
3. Тема реферата по биологии: "Вирусы".
4. Тема реферата по биологии: "Витамины: виды и их роль в организме человека".
5. Тема реферата по биологии: "Процесс строения и деления клетки".
6. Тема реферата по биологии: "Особенности строения комнатных растений".
7. Тема реферата по биологии: "Виды почвенных бактерий".
8. Тема реферата по биологии: "Биологически активные вещества".
9. Тема реферата по биологии: "Биологические эры и их характерные особенности".
10. Тема реферата по биологии: "Процесс биологического окисления".
11. Тема реферата по биологии: "Биологические особенности миграции животных".
12. Сущность биосферы и цивилизации.
13. Характеристика биосинтеза ДНК.
14. Биогеоценозы как важные биологические процессы.
15. Белки: химический состав, свойства и значение для человеческого организма.
16. Антропогенез: сущность и особенности.
17. Особенности практического применения водорослей.
18. Генетика как важная составная часть биологической науки.
19. Круговорот веществ в природе.
20. Роль лекарственных растений в жизни человека.
21. Разработка и изготовление трансгенных продуктов.
22. Наследственные болезни человека: предпосылки возникновения.
23. Процесс селекции: особенности и значение.
24. Характеристика полового созревания.
25. Основные теории происхождения человека.
26. Генная инженерия и ее основные проблемы.
27. Сущность клонирования.
28. Неограниченные возможности головного мозга.
29. Современные биотехнологии.
30. Процесс старения.
31. Фотосинтез – уникальное природное явление.
32. Характеристика биоритмов человека.
33. Редкие и исчезающие виды птиц.
34. Растения, занесенные в красную книгу.
35. Животные, находящиеся на грани исчезновения.
36. Виды рас: особенности их происхождения.
37. Специфика выработки иммунитета.
38. Главные заповедники России.
39. Ферменты: функции и определение их активности.
40. Характерные черты процесса регенерации.
Основные требования к рефератам
0
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТИВНЫМ РАБОТАМ
по курсу географии
1. Реферативная работа может быть посвящена исследованиям любых географических объектов; анализу творческой деятельности ученых, основных направлений географических исследований; практическому применению географической информации; анализу основных теорий и гипотез, имеющихся в географии; разностороннему рассмотрению истории становления и развития географических географической науки или основных географических понятий.
2. Объем реферативной работы не должен превышать 25 страниц стандартной машинописи или рукописи.
3. Реферативная работа выполняется не менее чем по 3 литературным источникам.
4. Формат листов в машинописных: и рукописных работах - А 4, Типез №\у Кошап 14, через 1,5 интервала.
5. Листы должны быть скреплены между собой так, чтобы исключить возможность рассыпания работы (наружная скрепка и папка для этого не пригодны).
Реферативная работа не должна носить исключительно описательный характер.
Реферативная работа может быть представлена к защите только один раз. (Использование одной и той же реферативной работы для защиты в 9 и 11 классах недопустимо.)
В то же время, учащийся вправе выбрать уже использовавшуюся им тему реферата для рассмотрения проблемы на более высоком уровне или для рассмотрения других аспектов проблемы.
Темы рефератов к зачёту (по выбору учащихся) 11-12классов заочной формы обучения
0
История представлений о возникновении жизни.
Современные представления о возникновении жизни.
Химическая организация клетки
Строение и функции клеток
Вирусы.
Размножение развитие организмов
Эволюционная теория Ч.Дарвина
Стадии эволюции человека. Современный этап эволюции человека.
Структура биосферы. Живое вещество биосферы.
Круговорот веществ в биосфере.
Взаимоотношения между организмами.
Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их
использование.
Охрана природы. Рациональное природопользование.
Бионика.
График занятий и зачётов для учащихся заочной формы обучения по биологии и географии
0
Расписание занятий  и зачётов
Биология
Зачеты: декабрь-май
Среда с15-00до16-00
Четверг с15-00до16-00


География
Зачеты: декабрь-май
Среда с16-00до17-00
Четверг с16-00до17-00
Численность населения России
0
Цели: определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны;
выяснить динамику населения России в XX веке;
установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны;
провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения своей области, района, семьи;
составить прогноз изменения численности россиян в XXI.

Категориальный аппарат усвоения: численность населения, демографический кризис, демографический взрыв, общие и абсолютные демографические коэффициенты.

Способы действия учащихся: анализировать графики, диаграммы, сравнивать статистический материал, высчитывать общие и абсолютные демографические коэффициенты, делать прогнозы, выявлять закономерности, искать причины, аргументировать свою точку зрения.

Ценностный компонент урока: человек - высшая ценность.


Оборудование : административная карта России, политическая карта мира, административная карта Липецкой области, таблицы и графики, презентация к уроку и к докладу «П.П. Семенов Тян-Шанский», терминологический словарь, опорный конспект по уроку и по разделу «Население России», фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим», и художественного фильма «Офицеры».

Ход урока

До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России.
Вспомните, что изучает физическая география?
Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела «Географии населения», которая является частью социально-экономической географии.
Как вы думаете, что изучает социально-экономическая география?

Работа с терминологическим словарем: Что такое демография?
Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества.И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:
И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнёзда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звёзды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
                                               Н. Гумилев
Нам предстоит изучать население России.
Давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?
Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.
«Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин.
В какой последовательности и что нам предстоит изучать.Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела).
Работа с опорным конспектом «План раздела».
Итак с чего начнем изучать население России?
Тема урока: Численность населе
На уроке нам предстоит:
•         Выявить источники получения сведений о численности населения страны.
•         Выяснить динамику населения России в XX веке.
•         Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны
•         Провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения своей области, района, семьи.
•         Составить прогноз изменения численности россиян в XXI.
Проанализируем табл.№1, выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения».
Работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения.
Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?
Среди 7 млрд землян 2% россияне. Это 142 млн чел.
Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.
Задания:
Клуб интересных встреч: Репортаж о нашем земляке П.П. Семенове Тян-Шанском.
Работа с контурной картой. Обозначить село Уруссово.
Кто главный враг стабильного роста населения? С какими социальными потрясениями связаны критические периоды истории России в первой половине 20 века?
Фрагменты документальных фильмов «Гражданская война», «Сталинский режим».
Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?

Фрагмент художественного фильма «Офицеры».
Кто сделает вывод по уроку?
Домашнее задание:1. Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке.
Мозговой штурм:1. Тесты на компьютере-6 чел.
2.Тесты на листе в форме ЕГЭ-3 чел.
3. Составление прогноза изменения численности населения России, Липецкой области, Долгоруковского района-3 чел.
4.Работа с табл№4. Посчитать Е по РФ, областям ЦЧР, району-5 чел.
5. Решение задачи.
Оцените свою работу на уроке.
Заполнение таблицы «Самооценка».

← Назад