Гурьева Алла Андреевна

Автор блога: Алла Гурьева
Записей в блоге: 2
Рейтинг: . Голосов:
Все рубрики (2)
Статья "Патриотизм в жизни каждого ребенка"
0
Основные направления патриотического воспитания детей.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Отсюда можно понять содержание понятия патриотизма.
Оно включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

· проявление гражданских чувств сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако патриотизм развивается не только в стенах школы, но и в социальных отношениях между школьниками.

Большую роль здесь выполняет семья, средства массовой информации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, проза Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А. Твардовского и др.)

Основные направления в системе патриотического воспитания в образовательных учреждениях можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности

Историко-краеведческое. Система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости судьбы Отечества, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своей стране и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству.
Методическая разработка "Говорим НЕТ наркотикам!"
0
Воспитательный час по профилактике аддиктивного поведения.

Актуальность: В настоящее время достаточно остро стоит проблема аддиктивного, зависимого поведения в молодежной среде. Особую значимость профилактики аддикций приобретает в подростковом возрасте, на время которого приходится основной кризисный период развития. Именно в этом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности: стремление к саморазвитию и самопознанию, появление рефлексии и развитие нравственных ценностей.
Основная задача современного общества – это воспитание физически и психически здоровой личности подрастающего поколения, умеющего ставить цели и достигать их. Наиболее эффективным способом профилактики зависимых форм поведения является формирование у молодежи безопасного поведения, базирующегося на системе ценностных ориентаций здорового образа жизни.
Цели: Профилактика аддиктивных форм поведения подростков через игровую форму.
Задачи:
1. Научить навыкам эффективного общения;
2.Актуализировать осознание подростками своей иерархии ценностей;
3.Сформировать навыки принятия обоснованных решений и сопротивления социальному давлению.

«Кукла» (30 мин).
Участники разбиваются на команды по три человека. В каждой подгруппе выбираются «кукла» и два «кукловода». Задача данной игры состоит в том, что надо разыграть мини-сценку, «кукловоды» управляют движениями «куклы».
Сценарий своего выступления разрабатывается самостоятельно, ребята не ограничивают себя в воображении.
Как только закончится этап обдумывания и репетиций, подгруппа презентует свой вариант перед другими учащимися, те в свою очередь выступают в роли зрителей.
После просмотра всех выступлений,  воспитателем проводится групповое обсуждение, во время которого каждая подгруппа выражает свое мнение и делится впечатлениями. Очень важно, чтобы в обсуждениях затронули чувства «куклы» и чувства «кукловода».
Целью данного упражнения является возможность осознать состояние полной зависимости, и также состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Каждый участник может говорить о чувствах, которые его переполняют, будь это неудобство, напряжение или, наоборот, комфорт и даже собственное превосходство. Важно показать, что состояние зависимости искажает взаимоотношения между людьми. Данная мини-игра может отражать не только ситуацию «наркоман – наркотик», но и сложные отношения в семьях учащихся или же в отношениях со сверстниками.

«Ценности» (20 мин).
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
1.семья
2.честность
3.доброта
4.целомудрие
5.искренность
6.семья
7.родина
8.дети
9.любовь
10.забота
11.бизнес
12.собственное развитие
13.образование
14.духовный рост
15.психологическое спокойствие
16.власть
17.деньги
Затем каждый участник выбирает из списка четыре самых важных для него качеств и два, которые значимы для него в меньшей степени на данный момент времени. Затем идет обсуждение вариантов каждой группы или человека.

«Телевизионный ролик» (25 мин).
Участники делятся на группы по 4-5 человек, далее учитель объясняет задание: « Представим, что вы работаете на телеканале «Жизнь».  Ваша задача разработать телевизионный ролик на 15 минут о пагубном влиянии наркотиков. Работа может быть представлена в любых жанрах: социальная реклама, мультипликация. Можно использовать танцевальное и музыкальное сопровождение и любые методы, чтобы представить вашу работу в интересном амплуа.
По результатам обсуждений и репетиций каждая группа представляет свой телевизионный ролик. Затем идет процесс обсуждения.
Чаще всего, данная игра проходит очень активно и интересно. Когда участники входят в роль, они с большим вдохновением играют сценки,  демонстрируя свою творческие способности. В конце всех выступлений необходимо поделиться впечатлениями о каждом ролике и обсудить с другими группами наиболее понравившееся выступление.
Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.

← Назад