Концепция развития

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 167

Красносельского района    Санкт-Петербурга

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

на 2011-2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена

на Педагогическом совете

протокол № 1

от 28.09.2011

 

                                                              

                                                    Санкт-Петербург 2011

 

1.Постановка проблемы

      Государственная политика в области образования отражена в Законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Закона Российской Федерации «Об образовании», «Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Проекта развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2020"

     Реформирование образования и коренная перестройка социально-экономических отношений со всей остротой поставили проблему смены педагогических ориентиров. На первый план выдвигается создание необходимых условий для развития личности, ориентация на самоценность личности во всем многообразии ее проявления; запуск механизма развития и саморазвития системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества. Необходимость создания реальных условий, обеспечивающих развитие каждого ребенка на основе личностно-ориентированного подхода, вызвало потребность в осмыслении уже имеющегося опыта и выработки новых решений и задач для педагогического коллектива, способных лечь в основу программы развития.

    В центре всех процессов находится личность, определяемая через ее уникальность, гуманность и индивидуальный опыт. Образование личности происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению ее физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей, создание условий для воспитания, становления и формирование личности обучающихся, для развития их  коммуникативных способностей, склонностей, интересов и способности к  социальному самоопределению, интереса к познанию и творчеству.

      Концепция развития Центра образования разработана педагогичес­ким коллективом на период с 2011 по 2015 г. В програм­ме отражены тенденции развития Центра образования, охарактери­зованы главные проблемы и задачи работы педагоги­ческого и ученического коллективов и коллектива воспитанников, представлены меры по изменению содержания и организации воспитательно-обра­зовательного процесса. Развитие Центра образования в данный пе­риод предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося и воспитанника, его подготовки к полно­ценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Специфика развития Центра образования в данный период опреде­ляется тем, что   Центр образования № 167 создан в январе 2010 года в результате реорганизации Государственного образовательного учреждения школы-интерната № 60 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Красносельского района Санкт-Петербурга, путём присоединения к Государственному общеобразовательному учреждению открытой (сменной) общеобразовательной школе № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга. В настоящее время образовательное учреждение располагается в трехэтажном здании, построенном в 1976 году, прошедшем реконструкцию в 2008-2009 году.

    В школе есть: 18 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, 2 мастерские технического труда, школьный музей, медицинский кабинет, столовая, спортивный, актовый, тренажёрный залы, кабинет релаксации, тренинговый кабинет, читальный зал, библиотека, спортивная и баскетбольная площадки,

        Первое место в Программе Концепции отведено   здоровью. В современном обществе здоровье будущих россиян ухудшается, нет «моды на здоровье» (социологический опрос показывает, что здоровье не главный приоритет в жизненных ценностях человека). Как не парадоксально, но школьное образование вносит свою лепту в ухудшение здоровья подрастающих  граждан страны. Поэтому, здоровьесберегающие технологии, экология не только физического, но и психического и социального здоровья школьника введены  в Концепцию развития Центра образования и становятся основополагающими.

    Целью проекта является разработка технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса и в связи с ним. Это означает, что деятельность ЦО не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на создание таких сьно-оциалпсихолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе. 

        В состав комплексной технологии “Школа - Центр   здоровья”, базирующейся на согласовании деятельности психологической, педагогической и медицинской служб помощи учащимся и воспитанникам, входят три неотъемлемые технологизированные части: медицинская, социально-психологическая и педагогическая.

ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

·         Максимальное развитие каждой личности при условии сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей для успешной социализации и адаптации в обществе.

·         Создание Центра социального здоровья.

·         Рост авторитета школы и повышение её конкурентоспособности

ЗАДАЧИ

·     создание условий для успешной социализации и адаптации учащихся и воспитанников

·     создание  в образовательном  учреждении  благоприятных условий,  которые  гарантировали  бы сохранность  здоровья участников образовательного процесса

·     совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровье сберегающих технологий обучения и формирования  учащихся целостного отношения к своему здоровью;

  • способствовать развитию у школьников навыков готовности выступать субъектом жизнедеятельности в самореализации и достижении успеха
  • совершенствование системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся в основном звене школы с учётом итогов эксперимента
  • формирование  потребности к саморазвитию и самообразованию, к творческой самореализации;
  • взаимодействие  дисциплин  на  основе межпредметных  связей;
  • формирование  нравственных  качеств  личности  через  творческие  социально – мотивированные  ориентации;
  • обновление методической и психологической служб, направленных на развитие творческого потенциала участников педагогического эксперимента;
  •  оздоровление психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах;
  • повышение методической грамотности педагогических работников путём демонстрации и изучения инновационных технологий, лекций и семинаров.

 

ГИПОТЕЗА

 

   Реализация   модели «Школа - Центр   здоровья» будет способствовать максимальному раскрытию личности ребенка, обладающей креативным потенциалом, инициативностью, социальной и культурной компетентностью, коммуникабельностью, готовой к личностному самоопределению и саморазвитию, способной быстро реагировать на изменения окружающей жизни, адаптироваться к реалиям общественного развития, самостоятельно выбирать собственную стратегию поведения, направления самореализации и самосовершенствования.

 

 

2.Теоретические основы решения поставленной проблемы

 

Существует около 300 определений здоровья:

А) Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

Б) Как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность человека;

В) Как целостное многомерное динамическое состояние  в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять  его биологические и социальные функции.

С древности сформировано представление о здоровье как триединстве -- физического (соматического) – сома,

- психического (душевного) – психе, 

- духовно-нравственного,

что свидетельствует о том, что невозможно сохранить и укрепить здоровье, заботясь только об одной его стороне.

    Социальное нездоровье с каждым годом поражает всё больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, преступлений учащейся молодёжи против общественной морали и общечеловеческой нравственности. Особенностями «эпохи перемен» данное явление ни объяснить, ни тем более оправдать невозможно. Причины следует искать в системе образования, уже давно не отвечающей требованиям времени, тем изменениям, которые произошли в общественно-экономической и культурной жизни страны.

     Система образования делает упор на медицинской стороне дела, обращает внимание в основном на телесное и психическое здоровье школьников; другие аспекты феномена здоровья – нравственный, эстетический, социальный – затрагиваются в гораздо меньшей степени. Между тем проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в школьном образовании. Более того, в её успешное решение необходимо втягиваются все остальные (названные выше) аспекты здоровья.

    Школа, по-видимому, так хорошо усвоила тезис о том, что она социальный институт, что совершенно забыла о своей социальной миссии.

Пора вернуть школе её собственное назначение. Школа должна стать институтом социального оздоровления подрастающих поколений. Не институтом социализации, как об этом твердят сегодня многие деятели образования, а именно институтом социального здоровья. Иного назначения у школы просто не может быть.

      Здоровье – одно из условий счастья человека. В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку здоровья:

    «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

     Позднее ВОЗ закрепила следующую точку зрения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По существу это идеал, к которому мы должны стремиться.

При этом, физическое, психическое и социальное – это направления или сферы благополучия, от которых зависит способность человека ощущать состояние здоровья.»

Новая концепция здоровья усиливает социальную компоненту здоровья и ориентирует на распределение ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидом и специалистами (медицинскими, социально-психологическими, педагогическими работниками).

По новой концепции:

·  Здоровье – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциалом здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися (Петленко В.П., 1997)

·  Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить расположенность к тому или иному заболеванию.

 

Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.

 

Определяя Концепцию Центра образования, мы считаем, что основу социального здоровья составит равновесие между физическим и психическим здоровьем:

Центр социального здоровья  опирается на следующие принципы:

1.     Здоровое воспитание, основой которого является неразрушающее педагогическое общение. Неразрушающее – значит не унижающее достоинства и не запугивающее ученика. На смену унизительному воспитанию страхом – перед отметкой, вызовом родителей, окриком, рукоприкладством, должна прийти выстраданная новаторами педагогика сотрудничества.

2.     Здоровое обучение. Это обучение, пробуждающее и всячески поощряющее познавательную инициативу. Озадачить, доверить поиск право на ошибку, без которой невозможен мыслительный поиск. Карая за ошибку, мы закрываем путь мышлению и всякой активности.   

3.     Здоровая организация. Это организация, в которой каждый имеет фактическое, а не номинальное право голоса. Где каждый голос обязательно будет услышан и учтен не во вред высказавшему свое мнение. Иными словами, речь идет о фактической демократии   отношений.

                   Есть масса   проблем, которые можно и нужно решать не за учеников и воспитанников, а вместе с ними или, по крайней мере, - интересуясь их мнениями.

                   Не вводя элементы детского самоуправления, мы никогда не воспитаем гражданина – человека, реально стремящегося улучшить свое общественное бытие.

4.     Здоровое развитие. Развитие по интересам. В данном случае – дополнительные развивающие занятия во второй половине дня.

 

В системе образования можно выделить несколько групп здоровье сберегающих технологий, которые в совокупности могут обеспечить реализацию вышеназванных положений:

а) медико-гигиенические технологии:

  • приоритет профилактики медицины;
  • соблюдение требований СанПиН;
  • работа медицинского кабинета Центра образования, медицинской сестры;
  • взаимодействие с учителями и воспитателями.

б) физкультурно-оздоровительные технологии:

·         физическое развитие учащихся: спорт, закаливание

·         формирование здорового образа жизни

в) экологические технологии:

·         создание природосообразности, экологически оптимальных условий жизнедеятельности человека, влияние окружающей среды.

г) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:

·         охрана труда и воспитательно-образовательного процесса;

·         обеспечение изучения курсов ОБЖ и т.д.

    д) технологии обеспечения психического равновесия:

  • создание комфортных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;

    е) технологии развития социального здоровья

  • способствовать повышению социального здоровья учащихся посредством реализации деятельности ориентированной на стимулирование созидательной социальной активности учащихся.

    ж) технологии  социального взаимодействия

Социальное взаимодействие - это обмен информацией между участниками взаимодействия путем какой-либо знаковой системы. Это установление коммуника­ции (связи знака и мысли) между одним и другими, например, между учителем и учащимися или между уча­щимися. Главное в социальном взаимодействии - дости­жение одно направленности мыслей всех на объект по­знания, подчинение мыслей объекту познания. В таком случае мысли всех будут направлены на познание сути явления, но их выражение в виде внешнего знака (слова) всеми участниками процесса будет разниться между собой в силу неравномерности развития интеллекта субъектов процесса взаимодействия. Такое «зацепление» между словом одного и мыслью другого включает всех в процесс социального взаимодействия. Сравнивая себя с другим в процессе социального взаи­модействия, человек узнает себя с той или иной сторо­ны, и это узнавание и появление соответствующих эмо­ций (переживаний) — положительных или отрицатель­ных становятся мотивом нового поведения, новой социокогнитивной перестройки интеллекта.

 

з) здоровьесберегающие образовательные технологии, наиболее значимы в образовательном процессе. Должны быть основаны на следующих принципах здоровье сберегающей педагогики:

1.           Принцип «Не навреди» (профессиональная этика учителя, воспитателя, педагогического работника также важна как и врача).

2.           Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и воспитанников.

3.           Принцип триединого представления о здоровье.

4.           Принцип непрерывности и преемственности (работа е от случая к случаю, а постоянная и целенаправленная)

5.           Принцип    «субъект-субъектного» взаимоотношения с учащимися и воспитанниками.

6.           Принцип соответствия содержания и организации обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся и воспитанников.

7.           Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.

8.           Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.

9.           Принцип приоритета активных методов обучения.

10.      Принцип формирование ответственности учащихся за свое здоровье.

11.      Принцип контроля за результатами.

 

    Вся работа Центра образования должна быть направлена на формирование профилактической образовательной среды.

   Профилактическая образовательная среда – система влияний и условий, обеспечивающих целостное развитие и самоопределение молодого человека, способного к самостоятельной жизнедеятельности в существующих социально-экономических условиях, не нуждающегося в изменении психического состояния с помощью психоактивных веществ или других форм отклоняющегося поведения (рискованное сексуальное поведение, азартные игры, бродяжничество и др.). Образовательный процесс направлен на:

- формирование знаний учащегося о самом себе, своих потребностях, а также о негативных последствиях различных форм отклоняющегося, противоправного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ;

- формирование умений удовлетворять свои потребности, взаимодействовать со значимыми другими лицами, справляться со своим состоянием без употребления психоактивных веществ или других форм отклоняющегося поведения.

         Профилактическая образовательная среда основана на 5 психолого-педагогических принципах:

1. Создание социокультурной среды, содействующей становлению  культуры здоровья, формированию многоуровневой системы защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур (позитивные жизненные смыслы; особая духовная организация; культурная и социальная укорененность; сформированность определенных форм поведения; позитивная система самоотношений - развитие в ребенке чувства успешности в его начинаниях, адекватная самооценка; определенная личностная позиция (сформированность навыков самоопределения, целеполагания).

2. Инициация и поддержка процессов создания и развития различных типов детско-взрослых общностей (общие ценности) и профессиональных сообществ (общие цели).

3. Дифференциация деятельности в соответствии с возрастно-нормативными моделями развития человека (учет особенностей подросткового и юношеского возраста) и степенью вовлеченности детей и подростков в социогенную патологию.

4.  Создание многоуровневой психолого-педагогической поддержки детей в образовательной среде.

5. Разработка, апробация и внедрение образовательных программ, обеспечивающих становление субъектности человека.

    Результат здоровье сберегающего образования -  здоровьесберегающие компетенции и компетентности.  При этом под "образовательной компетенцией", понимается "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности" (Хуторской А.В., 2002). Круг объектов реальной действительности в контексте данного тезауруса – это физическое, психическое, социальное, духовное здоровье, причины здоровья, цель и смысл здоровья, здоровый образ жизни и т.д.

Определяя роль и место здоровьесберегающих компетенций в группе ключевых компетенций/компетентностей, обратимся к ряду работ, посвященных становлению компетентностного подхода в отечественном образовании (Делор Ж., 1996; Болотов В.А., 2003; Зимняя И.А., 2005 и др.).

Теоретической основой выделения авторами групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:

а)  человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

б)  человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев);

в)  компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач);

г)  профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова).

 

С этих позиций разграничены три основные группы компетентностей, которые в свою очередь содержат определенный круг компетенций:

1) компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:

1.1.Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

1.2.Компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

1.3.Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

1.4.Компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

1.5.Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2) компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

2.1.Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

2.2.Компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3) компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

3.1.Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

3.2.Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

3.3.Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.

 

     Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом. Поэтому в становлении компетенций выделяют ряд стадий:

а)  готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

б)  владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

 

     Переход от обычной школы к школе социального здоровья обеспечивается путем сохранения концептуальной основы адаптивной образовательной системы и создания необходимых условий, способствующих развитию и сохранению здоровья учащихся, формированию идеологии здорового образа жизни и здорового поведения.

 

3.Содержательная характеристика этапов   развития центра образования.

 

          В связи с тем, что системообразующей идеей концепции развития центра образования является реализация личностно-ориентированного образования, при условии развития социального здоровья   содержание каждого этапа выглядят следующим образом.

 

I.                  Первый этап. Информационно-концептуальный.

 

Сроки реализации 2011-2012 год.

1.     Комплексное диагностирование всех участников образовательного процесса:

 - учащихся (определяются особенности сформированности личностных сфер: познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой, выявляются особенности познавательного стиля каждого ученика, его учебный профиль);

- педагогов (определяется уровень сформированности профессиональной компетентности, позволяющей им работать в режиме личностно-ориентированного образования, их возможные проблемы);

- родителей (определяется уровень их психолого-педагогической подготовки, возможность активно работать как полноправному партнеру по обучению, воспитанию, развитию своего ребенка).

2. Связи с переходом Центра образования на новый этап развития:

Разработать проект индивидуальной образовательной программы учащихся, отражающей не только учебный аспект, но и комплекс мер направленных на физическое, физиологическое, психическое, социально-личностное, духовно-нравственное развитие ученика, формирование ключевых компетентностей заложенных в модели выпускника.

3. Разработка коррекционно-развивающих программ для детей с отклонениями в поведении; детей группы риска.

4. Разработка проекта системы воспитательно-развивающей деятельности Центра образования.

5.Разработка проекта воспитательной системы структурного подразделения «Детский дом»

6. Разработка проектов Концепции развития по направлениям.

6. Подвести анализ работы модели социально-психологического сопровождения учащихся и воспитанников.

7. Разработка системы переподготовки руководящих и педагогических кадров направленной на реализацию концептуальных идей личностно-ориентированного образования, созданию целостной системы деятельности учителя, работающего в режиме личностно-ориентированного образования.

8. Выявление и проектирование ресурсного обеспечения необходимого для развивающей программы (программно-методических, нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов).

9. Разработка процессуальных и результативных показателей характеризующих эффективность реализации программы на исходном, промежуточном и конечном этапе.

 

II.               Второй этап. Организационно- деятельностный.

 

Сроки реализации 2012-2013 год.

1.     Определение структуры нового образовательного учреждения.

2.     Составление и апробация   индивидуальных учебных планов школьников.

3.     Подбор, составление, рецензирование учебных программ.

4.     Разработка, запуск и апробация индивидуальных образовательных программ учащихся старших классов и коррекционно-развивающих программ для детей с отклонениями в поведении и детей группы риска.

5.     Апробация  проекта системы воспитательно-развивающей деятельности школы.

6.     Апробация проекта системы социального воспитания деятельности «Детского дома».

7.     Анализ проекта «Социальное здоровье»

8.     Анализ работы модели социально-психологического сопровождения учащихся и воспитанников.

9.     Разработка проекта «Школа здоровья»

10.              Определение форм организации образовательного процесса.

11.              Подбор технологий, методик, методов, способов обучения, воспитания, развития и социализации  учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования.

12.              Характеристика нового содержания, структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы.

13.              Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации программы развития Центра образования.

14.              Проведение в конце 2012-2013  года промежуточных замеров реализации целей и задач программы,  обеспечивающих оценку эффективности и возможность коррекции.

 

III.       Третий этап. Контрольно – диагностический.

Сроки реализации 2013-2014 год.

1.            Реализация мониторинга изменений произошедших в Центре образования за время внедрения основных направлений программы.

а) Степень реализации поставленных целей, задач связанных с организацией процесса обучения, воспитания, развития детей, внедрением концептуальных основ личностно-ориентированного образования, идей деятельностного компетентностного подходов.

- уровень качественных и количественных показателей характеризующих приближенность выполнения моделей выпускников;

- уровень эффективности, практической значимости реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ.

- уровень реализации основных компонентов системы комплексного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;

- уровень реализации основных компонентов социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- уровень эффективности, практической значимости для участников образовательного процесса реализации модели социально-психологического сопровождения учащихся и воспитанников.

 

б) Степень реализации поставленных задач и целей, связанных с результатами обучения, воспитания и развития:

- процент учащихся , закончивших среднюю школу;

- процент учащихся, закончивших основную школу;

- средний балл учащихся по ЕГЭ;

- процент учащихся сдавших ЕГЭ положительно;

- процент учащихся продолжающих образование после окончания школы;

- количество преступлений и правонарушений, совершенных обучающимися и воспитанниками за 2009-2012 год;

- процент учащихся, стоящих на учете, в диспансерных заведениях по употреблению психотропных веществ;

 - степень удовлетворенности родителей качеством образования в школе.

- степень охвата учащихся и воспитанников дополнительным образованием;

- процент выбывших школьников по неуважительным причинам.

 

в) Степень реализации задач, связанных с ресурсным обеспечением Центра образования, возможности участникам образовательного процесса работать в режиме личностно-ориентированного образования.

- уровень программно - методического обеспечения;

- уровень нормативно-правового обеспечения;

- уровень кадрового обеспечения;

- уровень материально-технического обеспечения;

- уровень финансового обеспечения, создание условий морального и материального стимулирования педагогического коллектива.

 

г) Степень реализации изменений, связанных с управлением школой.

- эффективность государственно-общественного управления школой;

- эффективность работы органов самоуправления учащихся;

- процент родителей, принимающих активное участие  в процессе обучения, воспитания и развития своих детей, оценке деятельности ЦО;

- уровень взаимодействия школы с социальными партнерами;

- уровень привлечения внебюджетных средств по отношению к бюджетному финансированию.

 

IV.           Четвертый этап. Подведение итогов работы Центра образования за 2011 – 2015 годы, оформление и тиражирование основных документов, созданных и апробированных в результате педагогической и управленческой практики.

 

1.     Подведение итогов работы Центра образования по качеству образования и формирования социального здоровья.

- качество выполнения стандарта образования, определенное федерацией, регионом;

- качество выполнения социального заказа семьи, образовательных потребностей учащихся и воспитанников;

- качество выполнения требований рынка труда, успешности дальнейшего профессионального образования учащихся.

2. Подведение итогов работы Центру образования по качеству ресурсного обеспечения личностно-ориентированного образования и формирования социального здоровья.

3. Эффективность изменения по управлению Центром образования.

4. Оформление и тиражирование следующих документов:

- модели     «Школа здоровья»

- моделей выпускников   основной, средней школы и методического обеспечения их реализации;

- моделей индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ учащихся и воспитанников.

- модели социально-психологического сопровождения учащихся и воспитанников;

- проекта системы комплексного воспитания и развития учащихся и воспитанников.

 

 

4.Основные приоритеты развития Центра образования.

 

Образовательный процесс – улучшение качества образования и  материально-финансового обеспечения образовательного процесса в ЦО.

Учащихся,  воспитанники:

  • подготовка  выпускников  к  жизни  в  семье  и  обществе,
  • поддержка мотивации на успех у учащихся и воспитанников с разными интересами и склонностями
  • воспитание потребности в сохранении и развитии социального здоровья.

Педагогический коллектив:

  • повышение квалификации педагогов,
  • модернизация методической работы,
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс  инновационных  технологий.

Социальное окружение – формирование соответствующего имиджа Центра образования в глазах потенциальных потребителей услуг.

 

5.Реализация целей концепции Центра

    Реализация целей концепции Центра образования и её успешность зависит от основополагающих принципов. Поэтому следует придерживаться следующих принципов:
1. Принцип реальности, т.е. здравой оценки возможностей педагогического коллектива.
2. Принцип педагогических приоритетов. Всегда помнить о том, что центром любых преобразований является личность, ради которой всё и осуществляется.
3. Принцип постепенности.
4. Принцип коллективности.
5. Принцип открытости. Центр образования может принять помощь со стороны других образовательных учреждений, в том числе и высших; в виде обмена опытом и заключением договоров.
6. Принцип творческого подхода.
7. Принцип продуманности.
8. Принцип преемственности.
9. Принцип необходимости.
10. Принцип научности.

6.Миссия Центра образования

      При формировании концепции будущего Центра образования мы должны прежде всего уточнить свое понима­ние «миссии» ЦО, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориенти­рованы и решение каких проблем считаем приори­тетным. И здесь мы исходили из двух позиций; необ­ходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образова­тельного процесса - учащихся, их родителей, воспитанников и пе­дагогов.

   Процесс развития Центра образования должен способствовать по­вышению конкурентоспособности Центра образования, обрете­нию им своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение Центра образования  из массовой школы, общеобразова­тельной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста - это именно тот ориентир, ко­торый определяет развитие Центра образования. Поэтому мы стремимся к созданию такого образователь­ного пространства Центра образования, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному уча­стию в общественной и профессиональной жиз­ни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии Центра образования  логично подтолкнула нас к выбору модели Центра социального здоровья, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов обра­зовательного процесса.

   В определении перспектив развития Центра образования мы исходим из того, что развитие, как таковое, не долж­но заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кад­ровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие Центра образования, на наш взгляд, долж­но не ломать то, что устоялось, а органически вхо­дить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад Центра образования.

     Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника Центра образования, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не законченный результат, не итог в развитии лич­ности, а тот базовый уровень, развитию и станов­лению которого должна максимально способство­вать школа.

     Выстраивая собственную концепцию развития Центра образования, мы ориентируемся на два взаимосвязанных ас­пекта: личностный рост учащегося и воспитанника и построение от­крытого информационного пространства Центра образования. Это логично подвело нас к определению предвосхищае­мого образа выпускника Центра образования  как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятель­ности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы опреде­лили такие его составляющие, как компетенции и ка­чества личности.

     Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные.   Предметно-информационные компетенции предпо­лагают умение работы с учебной информацией, кри­тическое ее восприятие, преобразование ее из вир­туальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции про­являются в способностях субъектов воспитательно-образовательно­го процесса к сотрудничеству, к творчеству для дос­тижения конкретных задач, в умении управлять со­бой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, осно­ванную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. Показателем сформированности выделенных компе­тенций являются следующие качества личности:

     •   духовность, гуманистическая направленность, то­лерантность;

  • мобильность, самостоятельность в принятии реше­ний, ответственность, способность к сознательному выбору;
  • коммуникабельность, социальная активность, уме­ние сотрудничать;
  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Таким образом, развитие Центра образования  ориентируется на построение открытого информационного образова­тельного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как ком­петентной, социально интегрированной и мо­бильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профес­сиональной жизнедеятельности.

 

     7. Социальный заказ и ожидаемые результаты  развития Центра образования

 

      Социальный заказ мы понимаем как спрогнозирован­ный комплекс общих требований общества к выпускнику ко времени окончания им Центра образования. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формирова­нии социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

  • государство (Россия, Министерство образования, Комитет по образованию,   Отдел образования , которые формулируют свой заказ в виде раз­личных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципальный округ;
  • учащиеся и воспитанники;
  • родители Законные представители);
  • педагогическое сообщество.

    С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относят­ся следующие направления:

  • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся и воспитанников;
  • усиление роли социально-гуманитарного цикла дис­циплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интег­рации в мировую культуру;
  • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося, воспитанника;
  • совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки каче­ства образования;
  • информатизация образовательной практики, фор­мирование функциональной информационной гра­мотности выпускников как основы информационной культуры личности.

    Анализ перечисленных выше направлений показыва­ет, что они являются актуальными и востребованны­ми участниками образовательного процесса Центра образования (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как откры­тое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Необходимо обеспечить:

  • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
  • качественную подготовку школьников к поступле­нию а учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
  • начальную профессиональную подготовку учащих­ся третьей ступени школы;
  • интересный досуг детей;

а также создать условия для:

  • удовлетворения интересов и развития разнообраз­ных способностей обучающихся и воспитанников;
  • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными техно­логиями;
  • сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся хотят, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной дея­тельности, общения, самореализации;

- была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подго­товку;

- имелись условия для освоения современных инфор­мационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педаго­гических и материальных условий для осуществле­ния профессиональной деятельности;
  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

    Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявле­ны те потенциальные результаты, к достижению ко­торых должен стремиться Центра образования  и которые, по сути; определяют стратегические направления его раз­вития. Таковыми являются:

  • модернизация содержательной и технологичес­кой сторон образовательного процесса в Центре образования;
  • создание в рамках Центра образования открытого информа­ционного образовательного пространства;
  • создание условий, обеспечивающих личност­ный рост всех субъектов образовательного про­цесса;
  • внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педа­гогического сопровождения учащихся и воспитанников.

Данные стратегические направления развития Центра образования  являются общими и требуют конкретизации, т.е: выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высо­кие результаты в развитии Центра образования  по данным направ­лениям явятся показателем достижения нового ка­чества образования.

 

 

 

 

← Назад