Влияние семьи на личность ребенка.

Влияние семьи на личность ребенка.

Семья—колыбель личности. Именно в процессе внутрисемейных отношений формируется и впервые проявляется личностная неповторимость ребенка. Семья обладает своими специфическими особенностями, к ним относятся:

   положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

— сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;

— разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, профессиональным интересам, социальному статусу;

— постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты «лицом к лицу» супругов, родителей и детей.

Cемья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности ребенка, формируя у него:

— умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;

— способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;

— умение взаимодействовать с другими в реальных ситуациях;

— способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;

— потребность любить близких людей и доверять им;

— уверенность в собственной нужности, в том, что он любим другими.

Родительская позиция — это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним. Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами:

— адекватностью (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воздействия на основе такой оценки);

— динамичностью (способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

— прочностью (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).

Наибольшее одобрение встречают у большинства детей установки родителей на демократическое воспитание, основывающееся на сочетании высокой требовательности и контроля с эмоциональным принятием и поддержкой ребенка, а невмешательство взрослых в жизнь ребенка однозначно расценивается детьми как отсутствие родительской любви.

Стиль семейного воспитания определяется характером эмоциональных отношений родителей к ребенку. Примером негативного и позитивного стилей воспитательного воздействия на ребенка являются неустойчивый и демократический стили. Под неустойчивым стилем понимают резкую смену методов и приемов воспитания, характеризующих стиль поведения родителей. Таким образом, от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей, направленности воспитательного воздействия (стиля семейного воспитания, функций отца и матери, конкретной воспитательной деятельности) будет зависеть вклад семьи в формирование и становление личности ребенка, раскрытие и реализацию его способностей и интересов.

 

 

← Назад